В Монтессори-школе наблюдение используется, как один из основных методов педагога в работе с детьми. Педагог создает развивающую среду, где дети могут быть свободными. Наблюдая за ними, подготовленный взрослый направляет ребёнка к его наибольшему развитию, помогая ему быть собой, открывать этот мир, находясь в гармонии с собой. Но чтобы сделать это, не подавляя, педагог должен видеть ребенка - его потребности, понимать и принимать его чувства, его возможности и трудности, который тот встречает на своем пути. Педагог помогает детям выработать и принять правила группы, поддерживает соблюдение границ и уважение личного пространства, при необходимости дает уроки любезности и вежливости, показывая детям модель для поведения.
Когда ребята оказываются в Монтессори-группе, где взрослый не является главным действующим лицом и не предписывает всем детям одновременно одно и то же задание, но дает возможность развертываться каждому на свой собственный лад, то дети показывают качества часто повергающие нас в изумление!
Наблюдение становится методом изучения только в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений. На основе выводов, сделанных после анализа наблюдения, мы можем менять среду. Мы считаем важным создавать условия, в которых дети становятся инициативными и самостоятельными, ответственными, заботящимися о мире вокруг, уважающими других, умеющими договариваться и сотрудничать, счастливыми, способными раскрыть и реализовать свой уникальный внутренний потенциал.
Что отличает наблюдение от обыденного восприятия человеком происходящих событий:
* целенаправленность (наблюдение проводится в свете определенной педагогической и психологической концепции, у него есть задача)
* аналитический характер (наблюдатель выделяет отдельные элементы, анализирует, оценивает и объясняет их)
* комплексность (не упускать ни одной существенной стороны или связи)
* систематичность (наблюдать в течение периода времени, чтобы увидеть закономерности).
На основе своих наблюдений Монтессори педагог будет
соответствующим образом перестраивать окружение ребенка, чтобы его
потребности были полностью удовлетворены – собственное поведение,
беседы родителями, развивающую среду. Подготовленная педагогом среда
отражает весь спектр потребностей конкретных детей, посещающих группу
Монтессори. Установить параметры этой среды без внимательного
наблюдения в ней детей невозможно.
Приглашаем родителей почерпнуть вдохновения из деятельности детей в свободной организованной среде Монтессори-класса.
Увидеть, насколько самостоятельны дети, когда для них созданы правильные условия, можно понять, что движет детьми в данный момент, пожить с ними в моменте.
Увидеть, как дисциплина рождается из свободы этого
небольшого общества детей. Какие индивидуальные
особенности и проявления есть у каждого ребенка.