Программа для подростков
Часто задаваемые вопросы
Здесь собирается коллекция ответов на самые частые вопросы родителей
В чем отличие средней школы Монтессори от традиционной школы?
Монтессори программа средней школы по своему содержанию ориентирована на государственные стандарты, однако форма подачи материала существенно
отличается от традиционного классно-урочного подхода и включает в себя много практической работы, имеющей конкретную и нужную цель.
Такая форма называется ПРОЕКТНОЙ.


Практически все, что окружает нас в быту, в школе, на работе, – это результат
чьих-то организованных усилий, приложенных к достижению той или иной цели.
Дом, в котором мы живем, школа, в которой мы учимся, учебная программа,
организация работы кафе – все это результаты именно таких усилий, а значит,
выдвинутые когда-то и затем реализованные проекты.


Слово «проект» латинского происхождения: projectus значит «выступающий,
выдающийся вперед». Уже в самом этом понятии заложен важный смысл
проектной деятельности – добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то свое, уникальное, задающее новое направление, вектор развития.


Проектная деятельность формирует умение работать с различными источниками информации, умение увидеть и сформулировать проблему, определить задачи для решения этой проблемы, найти эффективные методы и способы для достижения цели, и, самое главное, получить результат (итоговый продукт проекта), имеющий практическое значение или применение.
Что даёт ребёнку проектное обучение в средней школе?
Работа над реальными проектами даёт смысл. А значит, - мотивацию!

‘Я знаю, почему я это делаю и зачем.’

Она даёт результат, который будет полезен сообществу.

‘Я вношу вклад, а значит, - моя работа - значима.’

Она даёт здоровую самооценку.

’Я делаю полезную и нужную работу, а значит, - я значим’.

Ощущение значимости и нужности обществу являются одними из самых важных
потребностей в подростковом возрасте и закладывают мощный фундамент для
всей дальнейшей жизни в социуме.
Зачем средней школе нужна ферма?
Многие прогрессивные школы начали использовать метод проектного обучения как наиболее эффективный с точки зрения современного образования. Этот метод, ориентированный на ученика, позволяет обучающимся приобрести знания и развить навыки через выполнение проекта, чтобы решить проблемы, с которыми они могут столкнуться в реальности.

Мария Монтессори предложила реализовывать программу средней школы не
просто через проекты. Она рекомендовала создать среду, в которой проекты будут возникать из РЕАЛЬНЫХ потребностей сообщества. Ферма, точнее земля, - это идеальное место, где проектное обучение кроме образовательной эффективности будет иметь СМЫСЛ.
Как проекты в Монтессори школе соотносятся со школьной
программой?
Это очень частый вопрос родителей. Монтессори программа нисколько не
противоречит государственным стандартам. Наоборот, она ориентируется на них!

Интеграция школьной программы в практические проекты - задача Монтессори
педагога. Именно он, наблюдая за интересами детей, управляет получаемыми
навыками и содержанием. Для отдельных тем приглашаются учителя-предметники, а при необходимости специалисты-консультанты в различных областях.

Так, например, для того, чтобы правильно разметить и огородить большой
прямоугольный участок, нужно хотя бы знать, как построить прямой угол
(теорема Пифагора поможет ????), уметь пользоваться гидроуровнем (а это -
сообщающиеся сосуды Паскаля) и рулеткой, понимать метрическую систему.
Консультация строителя будет также очень полезной. Впрочем, учитель не будет на ней настаивать. Возможно, ценность экспертных знаний осознается позднее, когда подросток убедится на собственном опыте в их необходимости.
Пансион или сообщество?
Много раз к нам приезжали дети на ферму для отдыха, но эта неделя была
особенной - мы жили на ферме не как туристы, а как сообщество.

Ребятам было необычно, но ‘по кайфу’.

Взрослым было необычно, но тяжело.
Тяжело, потому что есть большая разница между пансионом и
сообществом.

В традиционной школе-пансионе академическая составляющая и пансион сильно отдалены. Есть учеба, а есть жизнь. И то, и другое предопределено и кем-то распланировано. Ты живешь и следуешь чьему-то плану, принимая минимум
решений.

В Монтессори-школе для подростков учеба перетекает в жизнь и наоборот. И все
решения принимаются сообществом детей и взрослых. Взрослые выступают в роли гидов-наставников, помогая ребятам не только познавать мир, но и налаживать быт: учат планировать бюджет на питание, составлять меню, готовить по рецептам, поддерживать в чистоте и порядке общие и личные вещи и пространства. Взрослые учат не только помнить о потребностях других, но и показывают, как отстаивать свои границы, когда это необходимо. Для взрослых это огромный труд, особенно в начале формирования сообщества, когда фундамент ещё не сложился.


В таком подходе есть огромная ценность. Обычно все задачи по воспитанию
подростка ложатся на семью, в то время как подросток - это человек, жаждущий
другого общества. Неудивительно, что семья зачастую не может справится со
‘своей’ ролью. И дело тут не в семье. Дело - в среде, которая на всех стадиях
развития должна делать своё дело. А среда для подростка - это социум.
А так ли нужно жить подросткам на ферме?
В продвинутой образовательной среде можно довольно часто услышать слово ‘субъектность’.
Говоря простыми словами, субъектность - это когда сам захотел, сам решил (ну или сам решил не решать), сам сделал, сам получил результат, сам взял на себя за него ответственность, сам сделал выводы и скорректировал свои дальнейшие желания и действия.

Действительно, воспитанию субъектности отведена значительная роль в Монтессори образовании. И к 12 годам ребёнок обладает очень высокой степенью интеллектуальной и личностной независимости.

Но Монтессори воспитание не останавливается на этом. Стадия субъектности ‘опирайся на себя, а не на чужое мнение’ - это большой шаг на пути развития сознания. Но есть дорога дальше. И лучшее время для этой дороги - подростковый возраст. Это то самое время, когда каждая личность должна научиться ‘встраивать’ свою субъектность в общество, состоящее из множества индивидов. Чтобы научиться этому, нужно прежде всего жить в обществе, быть в обществе, пробовать себя в обществе.

Это и есть одна из важнейших причин, по которой сообщество детей, живущих отдельно от родителей на ферме, - это не просто так, это и есть та самая ‘развивающая среда’, так необходимая именно в этом возрасте.